Тит Лукреций Кар О происхождении металлов
Из трактата «О природе вещей»
Были открыты затем и разного рода металлы:
Золото, медь, серебро, и веский свинец и железо,
После того, как огонь истребил, охвативши пожаром,
Лес на высоких горах... недра земли распалялись
И, в углубленья её собираясь, по жилам кипящим
Золото, медь, серебро потекли раскалённым потоком
Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились
Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди
Начали их поднимать, пленённые глянцем блестящим,
И замечали притом, что из них соответствует каждый
В точности впадине той, которая их заключала.
Это внушило ту мысль, что, расплавив, металлы возможно
В форму любую отлить и любую придать им фигуру:
И до любой остроты, и до точности также возможно
Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой,
Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,
Чтобы обтёсывать лес и выстругивать гладкие брусья,
Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры.
Это они серебром или золотом делать пытались
Так же сначала, как силой могучей и мощною меди.
Тщетно: слабей была стойкость у этих металлов, и с медью
Вровне они не могли выдерживать грубой работы.
Ценной была тогда медь, и золото было в презреньи,
Как бесполезная вещь с лезвием, от удара тупевшим.
Ныне в презрении медь, а золото в высшем почёте...
Далее, как естество железа было открыто,
Это и сам без труда ты понять в состоянии, Меммий,
Древним оружием людей были руки, ногти и зубы,
Камни; а также лесных деревьев обломки и сучья,
Пламя затем и огонь, как только узнали их люди,
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали:
Легче её обработка, а также количество больше.
Медью и почву земли бороздили, и медью волненье
Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны; .
Ею и скот, и поля отнимали: легко человекам,
Вооружённым в бою, безоружное все уступало.
Мало-помалу затем одолели мечи из железа,
Вид не из меди серпа становился предметом насмешек;
Стали железом потом и земли обрабатывать почву,
И одинаковым все оружием в битвах сражаться.
Тит Лукре?ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus)(99 до н.э. - 55 до н.э.) - один из древнеримских философов, чьи труды стали основой развития материализма на две с лишним тысячи лет вперёд. Главным философским, историческим, практическим трудом Лукреция Кара стала поэма «О природе вещей» (лат. De rerum natura)
В поэме Лукреций определял свободу воли человека, утверждал, что целью жизни является спокойное здравомыслие, отрицал потустороннюю жизнь, отстаивал принцип вечности материи, а следовательно и отсутствия смерти. В трактате уделено достаточно внимания воспросам физики и космологии, и как материалист Лукреций Кар, естественно, не мог не рассмотреть историю веществ и материалов.
Часть поэмы Лукреция Кара, касающаяся металлов, часто цитируется в учебниках, но не химии, а истории,
так как большинство античных авторов сосредотачивались на вопросах этики и взаимоотношений, а не на том,
как происходил процесс освоения мира и развития технологий.
|